воскресенье, 2 октября 2011 г.

Снова про быт и нравы русского народа в средние века. По страницам Костомарова Н.И.

Приведу только короткие выдержки. Конечно книгу надо читать целиком.

Про обращение:
стр. 203-204.

В русском обращении была смесь византийской напыщенности и церемонности с татарской грубостью.
Обыкновенно первое проявление ссор состояло в неприличной брани, которая до сих пор, к сожалению, составляет дурную сторону наших нравов; эта брань до того была обыкновенна, что позволяли её себе духовные лица, даже монахи, и притом в самой церкви. Сами женщины и девицы следовали общему обыкновению, и даже дети, по словам Олеария, рассердившись на родителей, повторяли слышанное ими от взрослых, а родители не только не останавливали их, а ещё и сами бранили их так же.

Семейные нравы.
Про битиё думал не правда, оказывается правда. Историк подтверждает:

Женщины говорили: "Кто кого любит, тот того лупит, коли муж не бьёт, значит не любит"; пословицы эти до сих пор существуют в народе, также как и следующая: "Не верь коню в поле, а жене на воле",  показывающая, что неволя считалась принадлежностью женского существа. Иногда родители жены при отдаче её замуж заключали письменный договор с зятем, чтобы он не бил жену. Разумеется это исполнялось неточно. 

Слышал и в наши дни при обращении церковнослужителей.
Быт:
стр.174.

Ворота были заперты и днём и ночью, и приходящий должен был, по обычаю времени, постучаться слегка и проговорить: "Господи Иисусе Христе, помилуй нас!" и потом дожидаться, пока ему скажут: "Аминь". По нравственным понятиям века, честный человек должен был стараться, чтобы никто не слыхал и не видел, что у него делается во дворе, и сам не пытался узнавать, как живут в чужих дворах.

Дороги. Без комментариев.
стр.196-197
Летом езда был несравненно хуже, ибо русские дороги представляли во всё лето не только неудобства, но и опасность для жизни, не говоря уже о весне, во время водоразлива, когда целые сёла казались плавающими. Починка дорог возлагалась на жителей по сошному делению, под надзором руководителей, называемых вожами, при выборных целовальниках, они обязаны были мостить мосты и гати, заравнивать овраги; но повинности эти исполнялись очень небрежно, и дороги были до крайности дурны. проезжие летом старались избегать сухопутных поездок и чрезвычайно мало ездили, особенно с женщинами; сами ямщики летом пренебрегали своими обязанностями, и проезжий, достигший яма, мог дожидаться несколько часов, пока соберут ямщиков и приведут лошадей из табуна или с полевых работ.

Пиршества
стр.212-213.

Отличительная черта русского пиршества была — чрезвычайное множество кушаньев и обилие в напитках. Хозяин величался тем, что у него всего много на пиру — гостьба толстотрапезна! Он старался напоить гостей, если возможно, до того, чтоб их отвезти без памяти восвояси; а кто мало пил, тот огорчал хозяина. "Он не пьет, не ест, — говорили о таких, — он не хочет нас одолжать!" Пить следовало полным горлом, а не прихлебывать, как делают куры. Кто пил с охотою, тот показывал, что, любит хозяина. Женщины, в то же время пировавшие с хозяйкой, также должны были уступать угощениям хозяйки до того, что их отвозили домой без сознания. На другой день хозяйка посылала узнать о здоровье гостьи. "Благодарю за угощение, — отвечала в таком случае гостья, — мне вчера было так весело, что я не знаю, как и домой добрела!" Но с другой стороны, считалось постыдным сделаться скоро пьяным. Пир был в некотором роде война хозяина с гостями. Хозяин хотел во что бы то ни стало напоить гостя допьяна; гости не поддавались и только из вежливости должны были признать себя побежденными после упорной защиты. Некоторые, не желая пить, из угождения хозяину притворялись пьяными к концу обеда, чтоб их более не принуждали, дабы, таким образом, в самом деле не опьянеть. Иногда же случалось на разгульных пирах, что заставляли пить насильно, даже побоями.
Пиршества были длинны и тянулись с полудня до вечера и позже. По окончании стола еще продолжалась попойка. Все сидели на прежних местах. Хозяин наливал в чашу вина, становился посредине с открытой головою и, подняв вверх чашу, говорил напыщенное предисловие, а потом пил за чье-нибудь здоровье: начинали с царя, а потом пили за членов царского семейства, за бояр, властей и за разных лиц, смотря по цели, с которою давали пир. Выпив, хозяин оборачивал чашу вверх дном над головой, чтоб все видели, что в ней нет ни капли и как он усердно желает добра и здоровья тому, за кого пьет. После того хозяин возвращался на свое место и подавал каждому из гостей, по очереди, чашу с вином; каждый гость должен был выходить из-за стола, становиться посредине, пить за здоровье того, за кого предлагалось пить; потом все садились на свои места.

Костомаров Н.И. 
Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях. - Смоленск: "Русич", 2011. - 512 с. - (Историческая библиотека).
free counters

Постоянные читатели

Архив блога